Главная / Автоновости / Образ лжизни. Как распознать лохотрон

Образ лжизни. Как распознать лохотрон

Автор: Сергей Цыганов
Фото автора и из открытых источников
Источник: ДромПомните сериал про электромобиль «Монарх», этакий сеанс черного пиара абсурда с последующим разоблачением? Это был наш скромный вклад в дело борьбы с лохотронами, небессмысленный, как показало время. Но в тот раз нам не хватило запала на концептуальное обобщение, на выделение структурных признаков и выдачу однозначных рекомендаций. Сейчас, на выходе из кризиса, разного рода товарищи активизируются, и мы возвращаемся к проблеме лохотронов и способов выведения их на чистую воду.

Вообще, проектов по сравнительно честному отъему денег у населения — тысячи, если не десятки тысяч. Большинство из них работают в финансовой сфере и оперируют криптовалютами, трейдингом, бинарными опционами, разными форексами. Совсем уж прямолинейные жулики действуют а-ля «воровка на доверии», предлагая доверительное управление деньгами под высокий процент. Не преувеличим, сказав, что вся (вообще вся!) реклама, обещающая твердый пассивный заработок с процентом сильно выше банковского, — развод. Часто хитрый, изящный, многоступенчатый. Но — развод. В лучшем случае вам со скандалом и полицией удастся вытащить часть вложенного, в большинстве ситуаций теряются все деньги. А потом еще и нервы потреплют, предлагая платные услуги по возврату.

Но объекты нашего пристрастия — технологические (автомобильные, транспортные) лохотроны. То есть такие проекты, которые строят ширмы в виде потенциально доходных бизнесов. Разумеется, уникальных, прорывных и так далее. Вложившись в которые начинаешь чувствовать себя ангелом прогресса и спасителем планеты как минимум. Это позволяет не чистым на руку дельцам очень долго собирать деньги, оправдывая отсутствие результата сложностью и невероятным масштабом поставленных задач. Самый известный пример такого проекта — SkyWay.

Теория струн как фактор персонального благополучия

Наверняка наши читатели знают о SkyWay — хотя бы в общих чертах. Но на всякий случай сообщим главное. Некий Анатолий Юницкий сформулировал идею «струнного транспорта» еще в СССР. Суть этого транспорта в том, что над землей натягиваются металлические струны, по которым ездят маловместительные пассажирские кабинки. Принципиальное отличие от канатной дороги в том, что струны имеют очень большое натяжение (минимум 300 тонн), что якобы дает идеально ровный путь и, соответственно, высокую скорость.

SkyWay, фото с сайта rsw-systems.com

С тех пор Юницкий (более 40 лет) пытается внедрить СТЮ (Струнный транспорт Юницкого), получая гранты, пожертвования, инвестиции. Он собрал уже какое-то невероятное количество денег, на которые создал… интеллектуальную собственность! Да, ни одной коммерческой струнной трассы в мире пока нет, ни один инвестор не получил какой-либо отдачи на свои вложения. Но Анатолий Эдуардович считает, что «интеллектуальная собственность», созданная на чужие деньги, принадлежит исключительно ему. Более того, он эту «интеллектуальную собственность» уже несколько раз продал! Самый яркий пример — сотрудничество с известной некогда девелоперской компанией «Миракс Групп» и ее владельцем Сергеем Полонским.

Там история такая: в 2007 году, когда Полонский принимал участие в застройке «Москва-Сити», Юницкий пришел к нему с предложением построить «небесные дороги» между башнями. Юницкий утверждает, что Полонский вошел в состав учредителей фирмы OOO «Струнный транспорт Юницкого» (которой принадлежала упомянутая «интеллектуальная собственность»), заплатив… 7500 рублей (75% от уставного капитала). Но после предоставления сметы на строительство Полонский (как пишут в милицейских протоколах) «в грубой форме» отказался от сотрудничества. После чего Юницкий каким-то волшебным образом вывел одиозного девелопера из состава учредителей своей фирмы.

Мы при подготовке этой статьи связались с Полонским. Который припомнил, что в общей сложности выплатил Юницкому более $4 млн. А о выходе из учредителей вышеназванного ООО Сергей узнал от нас. Он, кстати, в настоящий момент занят проектом, в котором предусмотрен транспорт второго уровня, и собирается вернуться к обсуждению с Юницким вопроса о владельце авторских прав на «струнные технологии».

Это только один пример тернистости пути, который прошел Анатолий Юницкий, прежде чем учредить SkyWay. Этот путь изобиловал скандалами, разрывами отношений, невыплаченными долгами. И вот в 2014 году изобретатель поставил в своей судьбе большой восклицательный знак: учредил компанию с уставным капиталом… 136 млрд английских фунтов! Разумеется, уставный капитал был оплачен «интеллектуальной собственностью», волшебным неразменным рублем Анатолия Эдуардовича. Кстати, чуть позже оценка интеллектуальных достижений изобретателя возросла до $400 млрд. Как это возможно — не спрашивайте, мы не знаем. Видимо, для офшора на Британских Виргинских островах, где зарегистрирован SkyWay, существует отдельная методика оценки нематериальных активов.

SkyWay, фото с сайта rsw-systems.com

Здесь, собственно говоря, и начинается новейшая история проекта Юницкого, который уже можно назвать образцовым технологическим разводом. Суть его в том, что на «небесный транспорт» вот уже шесть лет собирают деньги методом краудфандинга, введя в оборот новый термин «краудинвестинг». Поначалу на инвестиции меняли акции головной компании, потом одумались, что форма собственности, обозначенная как Ltd (по-нашему это будет ООО), не подразумевает продажу акций. И стали продавать доли в этой фирме. Точнее, де-юре продавали совершенно пустые и бессмысленные «Курсы по инвестиционной грамотности», а доли шли как бы подарком к покупке. Впрочем, сейчас перешли на третий вариант — договор займа, в обеспечение которому идут те самые доли в Ltd.

Важная особенность: головная компания сама никакой деятельности не ведет. Там построена целая сеть из юридических лиц, распутать которую не всякий следователь сумеет. Деньги же собирают сторонние фонды (разумеется, с регистрацией в офшорах), юридически к Юницкому отношения не имеющие. Наш изобретатель вообще предпочитает с некоторых пор не оставлять юридических следов под сомнительными операциями, и даже директором белорусской фирмы, формально занимающейся разработкой струнного транспорта, назначил собственную супругу Надежду Косареву.

В 2015 году Юницкий выступил с программной речью, описав фантастические перспективы завоевания транспортного рынка планеты. Вот небольшой фрагмент его выступления:

Кому лень смотреть видео, может ознакомиться со слайдом из презентации:

Слайд из презентации SkyWay 2015 года. Оцените уровень экономической грамотности составителей этого документа: они называют авансовые платежи прибылью!

Стоит ли говорить, что на сегодняшний день не выполнено ни одного обещания, а бизнес-планом SkyWay не получится даже подтереться, ибо существует он только в электронном виде. Но формально претензий к Юницкому быть не может, ведь в договорах инвестирования мелким шрифтом указано, что деньги предназначены… для строительства технопарка в Белоруссии! И технопарк построен, не придерешься.

И «акциями» продолжают торговать. Правда, первоначальный прогноз…

Такими картинками инвесторов убеждали вкладываться в SkyWay в 2015–2016 годах

… хронологически скорректирован, но это не мешает продолжать обещать космические богатства наивным вкладчикам.

Довольно подробно сущность SkyWay разобрана в публикациях белорусского портала «Онлайнер» (Юницкий подавал на них в суд, но с треском его продул), есть полезные публикации и на российских ресурсах. Мы не будем повторять то, что можно найти в других источниках. Скажем лишь, что SkyWay продолжает добрую традицию Юницкого существовать в ореоле перманентного скандала. Например, не так давно SkyWay разорвал взаимоотношения с одним из трех «инвестфондов» (SWIG), так как его владелец Андрей Ховратов замутил параллельный проект «КриптоЮнит» и позволил себе излишне откровенно высказаться о перспективе SkyWay под управлением Юницкого:

Если совсем коротко, то «Анатолий Эдуардович не хочет строить коммерческие трассы, он хочет строить технопарки. Деньги он зарабатывать не хочет». А с такой стратегией поток вкладчиков предсказуемо иссякает.

Юницкий не остался в долгу, сообщив, что «фонды вообще не имеют отношения к SkyWay». Иными словами, все претензии прошу предъявлять тем, кому перечисляли деньги.

А Юницкий тем временем часть обещания, данного в 2015 году, все-таки выполнил — стал миллионером (не миллиардером, но тоже ничего так). На привлеченные деньги он создал фермерское хозяйство имени себя, попутно прикупив в Минске бизнес-центр. Тылы прикрыты, безбедная старость не грозит. В ОАЭ тоже строится гигантский «дом приемов», который знающие люди называют «дачей Юницкого».

То, что построено в Белоруссии, и то, что ныне строится в Шардже, это как раз те ширмы, которые призваны демонстрировать кипучую деятельность. Тут не результат важен, а процесс: чем дольше идут стройки, тем больше соберут денег. А там либо ишак, либо падишах: Юницкий уже весьма немолод.

Весьма любопытно почитать отзывы тех, кто работал в ЗАО «Струнные технологии» (это та самая белорусская фирма-разработчик). Приведем пару примеров, остальное можно найти по ссылке.

Отзывы бывших работников ЗАО «Струнные технологии»

Любопытно, что SkyWay за шесть лет стал кузницей пирамидостроительных кадров: отколовшиеся сотрудники организуют свои маленькие «баблосборчики» разной степени успешности и борются за «буратин» (именно так цинично называют инвесторов сами организаторы). Бывший скайвеевский «футуролог» Сергей Сибиряков собирает деньги на завиральный проект U-tech, бывший партнер Юницкого Виктор Узлов (с которым у Анатолия Эдуардовича натурально идет война) руководит Adgex, Сергей Семенов возглавил сбор средств для «Колеса Дуюнова»; про Ховратова мы уже упомянули. Это все, что они умеют делать.

Общие принципы высокотехнологического обмана

С одной стороны, мошенники стараются ходить хоть и по грани, но все же не за гранью. Оформляется передача денег грамотно, так, чтобы вывести организаторов пирамид из-под прямого прицела Уголовного кодекса. А то, что говорится устно, то, что обещается на всяких презентациях и вебинарах, — к делу не особо пришьешь.

При желании лохотрон довольно легко распознать. Но если человек несет туда деньги, то он не хочет ничего распознавать, не хочет знать больше того, что ему говорят эти замечательные люди. Заниматься насильным просветительством по отношению к таким людям — дело весьма неблагодарное, они до конца будут отстаивать свою правоту. Посмотрите, сколь рьяно адепты «СкайВея» защищают Юницкого от всяких «троллей», которые им мерещатся в каждом невосторженном высказывании в интернете. И эти же люди продают квартиры и тратят свои пенсии на рассрочки по платежам Юницкому.

С другой стороны, какое-то количество разъяснений обязано перейти в качество. Даже несмотря на то, что СММ-щики «СкайВея» не лаптем щи хлебают и тщательно следят, чтобы в поисковых выдачах все верхние места занимали их апологетические сайты, коих наплодили великое множество. Так что если хотя бы один человек после нашего текста встряхнет головой и отгонит соблазн грядущего миллионерства, все это написано не зря.

Тут мы подошли к анонсированному ранее обобщению: как распознать лохотрон? Не простой — технологический, со сложной структурой и долгосрочной правдоподобной легендой. Вот список характерных признаков.

1. Регистрация головной компании в офшоре или офшороподобной юрисдикции.
2. Разделение функций «держателя технологии» и сборщика денег.
3. Сетевая структура сбора средств с реферальными выплатами (MLM).
4. Заявленный безумный масштаб: тот же Юницкий пообещал построить 50 миллионов км струнных дорог за $5000 триллионов (sic!), а разработчики мессенджера Gem4me намерены продать его не менее чем за $20 млрд.
5. Апелляция к модным трендам и понятным ценностям — патриотизму, экологии. Вот характерный пример — «Энергия 2020».

Денис Тяглин собирает деньги, прикрываясь красивыми, но пустыми словами про изменение мира

6. Отсутствие или недоступность (что равно отсутствию) бизнес-плана с независимой оценкой (аудитом).
7. Закрытость бухгалтерии, что вообще-то противоречит самой идее краудфандинга. Тем не менее ни один инвестор не сможет доподлинно узнать точную сумму собранных средств и то, куда они потрачены.
8. Юридическое оформление инвестиций, не обязывающее выплачивать инвесторам дивиденды и даже возвращать деньги. Это камуфлируется намеренно мутными формулировками в договорах и представлением сделки как покупки бессмысленно-символических вещей типа «обучающих курсов».
9. Обещание конкретного размера пассивного дохода, как правило, очень высокого.

Есть вопросы-маркеры, заставляющие изворачиваться и плавать в аргументации. Например, если стартап обещает быть столь прибылен, то зачем вам делиться прибылью с тысячами инвесторов и сотнями рефералов? Под такой проект любой банк даст существенно более дешевый кредит, а профессиональные инвесторы с удовольствием войдут в проект с долей меньше 50% (именно столько обычно обещают выделить на выплаты MLM-инвесторам). Очевидно, что в реальности ни один профессионал инвестиционного рынка даже не посмотрит в сторону подобных шапкозакидательских проектов, там документальное сопровождение не соответствует никаким нормам, а параметры просто берутся с потолка. И самое главное: профессионал потребует прозрачной отчетности, что противоречит самой идее «трачу как хочу». Основной, магистральной идее любой финансово-технологической пирамиды.

«Монарх» без шапки

Теперь, разобравшись с принципами технологического пирамидостроения, мы вернемся к чисто автомобильному проекту — «Монарху». Казалось бы, тема закрыта. Но Алексей Пономаренко, владелец «Монарха», умудряется не падать духом. Несмотря даже на то, что недопостроенного прототипа он лишился еще в декабре прошлого года.

Эвакуатор увозит прототип электромобиля «Монарх» в неизвестность. Январь 2020 года

Возможно, наши читатели вспомнят немного идиотическую историю о том, как «Монарх» не доехал до собственной презентации. По версии Пономаренко, машину украли. Но из документов, предоставленных нам транспортной компанией «КаргоАвиа экспресс», следует, что владелец груза просто не расплатился с доставщиком.

Но не все так просто. Уже после того, как вышла последняя заметка с рассказом о несостоявшейся презентации, у нас появились сомнения в данных, предоставленных упомянутой транспортной компанией. Пришлось сделать еще одно микрорасследование.

Не будем утомлять читателя перечислением отправленных запросов и разговоров с представителями логистической отрасли. Сразу вывод: Пономаренко действительно обманули! Нет, конечно, факт его нерасплаты с «КаргоАвиа экспресс» никуда не делся, но это послужило поводом для «подставы» уже со стороны логистической компании.

Вот заявка на доставку, подписанная Алексеем Пономаренко.

Заявка на перевозку прототипа электромобиля «Монарх»

В ней фигурирует окончательная сумма, с которой заказчик согласился. Но, заметим, в заявке отсутствует… срок доставки! Это ловушка, которую в «Монархе» просмотрели, подмахнув бумагу почти не глядя, в суматохе подготовки к презентации. Автомобиль готовили в дикой спешке, еще в день отправки там что-то пытались доделать. И прибывшему водителю фургона пришлось несколько часов ждать погрузки (этим и объясняется доплата). Согласно устной (sic!) договоренности, машину должны были везти самолетом МЧС из Омска. Но реально повезли обычной фурой, которая прибыла в Москву уже после презентации. Формально — все в рамках заявки, по сути же — надувательство с попыткой снять денег с заказчика как за срочную авиаперевозку, да еще выставить дополнительные счета за ожидание и хранение. Для «КаргоАвиа экспресс» это, судя по всему, вообще один из методов ведения бизнеса.

Теперь машина хранится где-то на складе в Подмосковье и, согласно договору, стоимость этого хранения составляет 24 465 рублей в сутки. За полгода нехилая сумма набежала, заметим.

Недоделанный прототип «Монарха» мы сфотографировали в январе 2020 года около склада, арендованного фирмой «КаргоАвиа экспресс»

Короче говоря, один сомнительный персонаж нарвался на персонажей не менее сомнительных и теперь не знает, как получить свою машину обратно. Впрочем, свою ли?… Вы только не смейтесь, но Пономаренко еще до постройки прототипа умудрился его продать!

Совершенно случайно в Фейсбуке мы увидели упоминание «Монарха» вот в каком контексте:

Скриншот записи из Фейсбука

Связавшись с его автором, мы узнали, что Пономаренко под предлогом дальнейшего сотрудничества сумел продать ему первый прототип «Монарха» (на тот момент несуществующий), за что получил авансом $10 000. А потом еще 750 000 рублей, которыми Алексей оплатил презентацию «Монарха» в Сокольниках 24 декабря 2019 года. После чего заявил нашему собеседнику (который попросил не раскрывать его имени), что машину украли, а денег нет. И предложил подать на него в суд. Дескать, твою машину украли — сам и разбирайся.

У Пономаренко, разумеется, имеется своя версия:

Скриншот из переписки с Алексеем Пономаренко

Мы довольно много переписывались с владельцем «Монарха», задавали ему самые разные вопросы. Он тщательно избегал конкретики и придавал разговорам патетический уклон: «Вы что, против российской промышленности? Вы не патриот?».

Знаете, когда задумывалась статья про лохотроны, мы не планировали столь много уделять места «Монарху» и лично Пономаренко, есть в этой отрасли фигуры куда масштабнее. Но Алексей все время врет. Даже тогда, когда в этом нет никакой необходимости. Позвольте еще один пример, во всех смыслах последний.

Буквально на днях проект «Монарх» вновь заявил о себе, опубликовав что-то типа пресс-релиза, состоящего из отборного, рафинированного бреда. Там и ВЭБ в качестве перспективного инвестора, и «глубокие инженерные работы», и даже (цитата) «Проект “Монарх” планируется к рассмотрению как национальный». Там же есть фотографии якобы построенного завода в Новосибирске.

Фотография «завода “Монарх”, построенного в 2020 году»

Мы, конечно, попросили Алексея Пономаренко документально подтвердить принадлежность здания «Монарху», тем паче что он сам предложил для ознакомления любые документы по проекту. Увы, под разными предлогами Алексей ушел от подтверждения. Но мы сами разыскали это здание! Оказалось, что это довольно старый недостроенный склад на окраине Новосибирска, близ ТЭЦ-4. На фотографии 2017 года он уже присутствует, хотя в вышеупомянутом «пресс-релизе» утверждается, что «здание завода построено минувшей зимой».

Реальное месторасположение «завода» и фото из ЖЖ gelio, датированное осенью 2017 года

И вот все у них так.

Сказка, ложь

Ложь — это среда обитания любого лохотронщика, его воздух, его энергия, его успех. Когда долго наблюдаешь за персонажами типа Юницкого или Пономаренко, создается впечатление, что они уже сами не могут провести границу между реальным миром и фантазиями. Кажется, это называется мифоманством. Проводились даже научные эксперименты, где (цитата по Википедии) «в ходе исследования в мозге лжецов были выявлены структурные аномалии, которые отличали их от других участников». В обычной жизни у таких людей складывается довольно непростая судьба. Но, оседлав энергию удачи, избранные «краснобаи и баламуты» за счет тысяч других людей становятся миллионерами. Отбирая у доверчивых простаков не только деньги, но и веру в справедливость.

Поэтому лохотроны — зло.

Ненаказуемое, циничное, улыбчивое зло.

И надо бороться.

Источник: drom.ru

Об авторе 1f3

Вас может это заинтересовать

Огромный МАЗ моей мечты: самосвал, тягач и полуприцеп для богатой жизни

Автор: Михаил Баландин Фото автора и из открытых источников Источник: Дром Шучу, конечно: МАЗ выбирать …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *